С середины XIX века
в России развернулось интенсивное железнодорожное строительство. Строительство
Западно-Сибирского участка магистрали велось одновременно в двух направлениях:
Челябинск – Омск и Кривощеково – Омск. Весной 1891 года экспедиция
инспекторов-путейцев прошла по местам прокладки будущей дороги, в том числе и
еще не заселенной территории Омского уезда. Экспедиция определила: вдоль трассы
вполне достаточно пресных озёр, из которых можно брать воду и для людских, и для
технических нужд...
Одним из таких было озеро Исилькуль, тут и наметили
поставить станцию. На карте 1892 года
уже показана станция около озера Исилькуль, название которого и подарило имя
будущему городу. Появились первые жилые помещения-полуземлянки или избы, так,
что к 1894 году на станции осели постоянные жители, которыми стали члены
плотничьей артели.
В 1894 году темп
строительства еще более ускорился. Тысячи местных крестьян и переселенцев были
привлечены к земельным работам. Местный кирпичный завод стал поставлять
материал для сооружения водокачки. Принимались экстренные меры, чтобы уже в
1894 году пропустить первые поезда до Омска. 25 августа в Омск прибыл первый
поезд из Челябинска. С лета 1894 года через станцию Исилькуль началось движение
поездов, вначале рабочих, а потом грузовых и пассажирских.
В 1895 году станция Исилькуль была занесена на карту
железных дорог Российской империи. С началом регулярного движения по дороге
быстро увеличивается население пристанционного поселка. Возникает потребность
в храме. О появлении первой церкви на
исилькульской земле есть достоверные данные в справочной книге Омской епархии.
На средства железнодорожной администрации было построено
здание первой школы. Она получила имя Иоанна Кронштадского и открыла свои двери
18 февраля 1898 года, «обучается в ней
56 мальчиков и 36 девочек. При школе две учительницы. Одна получает 600 рублей,
другая 400 рублей в год».
Большая часть торгово-промышленных предприятий старого
Исилькуля принадлежали местным довольно состоятельным владельцам. Так Елфимов,
Кудрин, Салманов, Цицингер имели свои собственные магазины, пекарни, колбасные
цеха и другое недвижимое имущество.
В 1911 году на исилькульской земле было создано садово-лесное
хозяйство, основателем которого стал профессор Томского университета Порфирий
Крылов. С первых лет своего существования оба питомника выращивали саженцы
плодово-ягодных, лесодекоративных культур. С увеличением населения станционного
поселка и прилегающих деревень в 1911 году был поставлен вопрос об открытии в
Исилькуле четырехклассного городского училища. Для него поставили двухэтажный
деревянный дом, многие десятилетия остававшийся основным школьным зданием
Исилькуля. Развивается и железнодорожная школа. В 1920 году в ней занималось
150 учеников, их обучали шесть педагогов. В 20-е годы железнодорожная школа
стала семилеткой и получила название ФЗС (фабрично-заводская семилетка). Кроме
образовательных предметов ученики изучали здесь и технические. Постепенно ФЗС
преобразовались в восьми, а потом – в десятилетку.
С ростом экономического и управленческого значения
Исилькуля, ревком вышел с предложением в Омский губревком о преобразовании
Исилькуля в город. С 1920 года во
всех документах до 1924 года Исилькуль называется городом.
С 1924 года Исилькуль снова стал селом. Только в 1939 г.
Исилькуль получил статус поселка городского типа, а в 1945 г. стал городом с
18-тысячным населением.
Комментариев нет:
Отправить комментарий